Обзор-доработка модели скутера BMWC1 200 2002 от HT в M 1:18.
Летом 2012
года мною было приобретено некое изделие по цене около 6 американских рублей.
На упаковке данного девайса значилось следующее: масштаб – 1:18, способ и материал изготовления
– Die-Castmetal, по-видимому логотип
фирмы-изготовителя – HT
и загадочная надпись – ModelWorld.
На коробке также имелась наклейка РосСтандарта, где был указан производитель – ZYXEquipmentsCoLtdи
страна производитель (угадайте с одного раза…) – естественно, China. На днище упаковки имелась весьма
ценная надпись, сообщающая потребителю, что он держит в руках изделие, имеющее
номер М2988, которое может издавать звуки одновременно с морганием лампочки.
Рискну предположить, что загадочная надпись "HT” означает что-то типа "HomeToys”.
Теперь от
коробки можно плавно перейти к описанию содержимого. Нечто похожее на скутер BMWC1 установлено на черной
пластиковой подставке. Собственно идентификация данного изделия, как ни
странно, особых затруднений не вызвала. Для особо непонятливых на переднем
обтекателе имеется немного закамуфлированная надпись "C1”, а для уж особо тупых на боковых
поверхностях заднего обтекателя имеется надпись "C1200” (правда выполненная бледно-желтой краской и различимая
лишь под лупой). Осталось только определить модельный год. Здесь, как ни
странно, возникли небольшие трудности, т.к. именно ТАКОЙ (как на модели) схемы
раскраски я на фото прототипов не нашел. Есть что-то похожее в модельном ряду
2002 года, для удобства можно это и принять. Правда у прототипа цвет скорее
салатовый, нежели чем желтый, но это уже мелочи.
Отсутствие
названия модели на упаковке (BMWC1200) как раз и говорит
о том, что предприятие HT пренебрегло пунктом
№1 ЭТАПОВ производства модельной продукции (т.е. игрушка выпускается без
лицензии фирмы-изготовителя прототипа – BMW). Именно по этой причине на месте фирменных лейблов BMW (на боковых стенках
переднего обтекателя) нанесены какие-то замысловатые желтые ромашки, а боковых
стенках заднего обтекателя нанесен не менее замысловатый рисунок, не имеющий
ничего общего с раскраской прототипа.
Что ж, с прототипом и его модификацией определились, теперь настала пора
конструктивной «критики» (хотя она в данном случае не совсем уместна, т.к.
фирма-производитель модели позиционирует данное изделие именно как ИГРУШКУ, а
не как МОДЕЛЬ, но как говорят у «нас в Одессе» - «все-таки…»). Итак:
- несоответствие общей раскраски (и надписей) прототипу (2,5);
- несоответствие оттенков желтого цвета пластика и окрашенного металла (0,5);
- отсутствие рефлектора (отражателя) фары (1);
- некачественно прокрашенные рассеиватели передних поворотников (0,5);
- задние поворотники не стеклянные и не окрашены их рассеиватели (2,5);
- боковые (плечевые) дуги безопасности окрашены в цвет «кузова», а должны быть
цвета алюминия (2);
- накладки на боковые (плечевые) дуги безопасности и интерьер в районе плеч
водителя должны быть черного цвета, а не в цвете «кузова» (1);
- отсутствует подрулевой рычаг управления режимами движения (2);
- кожухи зеркал заднего вида должны быть окрашены в цвет «кузова», а не черные
(1);
- отсутствуют отражающие элементы зеркал заднего вида (1,5);
- в глушителе отсутствует выхлопное отверстие и изнутри имеется технологическая
полость (2);
- тепловой экран глушителя должен быть цвета алюминия, а не в «хроме» (1);
- под сиденьем видимая часть несущей рамы не окрашена в цвет алюминия (0,5);
- очень грубая имитация панели приборов, без шкал (2);
- тормозные диски в «хроме» (0,5);
- колесные диски в «хроме» (1);
- колесные диски «односторонние», т.е. с одной из сторон имеются
технологические полости в лучах (0,5);
- передняя вилка в «хроме» (1);
- радиатор в цвете «кузова», а должен быть черный (1,5);
- руль вращается с огромным усилием, практически не вращая переднее колесо (1);
- замки ремней безопасности (в районе седушки) не окрашены (0,5);
- слишком задран задок и выпячена задняя пружина (не имеющая никакого отношения
к прототипу) (1);
- на лобовом стекле имеется «дымка» от напыления черной краски крыши (0,5);
- в боковых воздухозаборниках переднего обтекателя отсутствуют отверстия (2);
- тормозные суппорты в «хроме» а должны быть черные (0,5);
- пластиковые кожуха привода заднего колеса на прототипе скорее темно-серого
матового цвета, а не черного полуматового (1).
На данном этапе модель набирает 31
штрафной балл. После «Истории создания и ТТХ» рассмотрим геометрию.
Рисунок 1 - Изделие и упаковка
Рисунок 2 Прототип – BMWC1 200 20002 и его рама, фото заимствованы с
инет-ресурсов
Рисунок 3 Общий вид модели BMWC1200 2002
(HT, M 1:18)
Немного истории и ТТХ (выдержки и обобщения из различных инет-источников).
Премьера концепта этого скутера состоялась
во Франкфурте в сентябре 1997 года. Рабочее название скутера на тот момент было
BMWZ14 (C1). Сама фирма (BMW) позиционирует данное творение как
«одноместный двухколесный автомобиль», хотя изначально машина называлась и
«ситимобилем» и «автоскутером». В основе аппарата трубчатый каркас с
прямоугольной «хребтиной» и «решеткой» из труб, образующей яйцевидную капсулу,
открытую с боков и защищающую водителя при лобовом ударе и от «сальто» через
крышу. При боковом ударе и при опрокидывании водитель защищен трубчатыми
дугами, расположенными в районе плеч и таза. Часть труб выполнена из алюминия,
т.к. он лучше стали поглощает удары.
Передняя подвеска типа Tellever, колесные диски литые 12-дюймовые
(впоследствии переднее колесо стало 13-дюймовым), дисковые тормоза с АБС.
Двигатель одноцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения с 4-мя
клапанами сблокирован с с автоматическим вариатором (от скутера ApriliaLeonardo). Скутер имеет множество приятных
«примочек», характерных больше для автомобиля: аудиосистема, держатель для
телефона, подогрев сидения и рукояток, аварийная световая сигнализация, дворник
лобового стекла, обдув лобового стекла. В качестве дополнительного оборудования
можно приобрести нейлоновые шторки от дождя и другие «всепогодные» аксессуары.
Скутер выпускался с 2000 по 2003 годы (правда,
в книге Мирко Де Сет «Классические мотоциклы» приведена фотография этого
скутера, где утверждается, что на ней изображен прототип 2004 года, но
подтверждения или опровержения этому я не нашел) , на нем устанавливались 2
варианта двигателя – 125 «кубов» (модель C1125) и 176 «кубов» (модель C1200). Внешне эти машины различались разве
только надписями на обтекателях. В таблице ТТХ (см. ниже) в скобках приведены
отличающиеся данные 125-кубовой модели.
ТТХBMW C1 200 2002 (C1 125)
Общая
информация
Год выпуска2002
КатегорияScooter
МодельBMWC1200 (125)
Двигатель,
динамика
Диаметр цилиндра /ход поршня62 мм х 58,4 мм (56,4 мм х 50 мм)
ОхлаждениеЖидкостное
Тип двигателя1-цилиндровый, 4-тактный
Степень сжатия11,5:1 (13 : 1)
Рабочий объем двигателя176 (125) куб. см
Количество клапанов на цилиндр4 клапана
Тип клапанного механизмаDOHC
Максимальная мощность18 л.с при 9000 об/мин (12 л.с. при 9250 об/мин)
Крутящий момент17 Нм при 6500 об/мин ( 15 Нм при 6500 об/мин)
Систематопливоподачи BMW engine management system
ЗажиганиеЭлектронное
Максимальная скорость115 км/ч (103 км/ч)
Расход, л/100 кмн/д (2,9)
Разгон 0 – 100 км/ч16,7 с (н/д)
Трансмиссия
КоробкапередачВариаторCVT Continuously
variable belt transmission with engine speed variable belt transmission with engine speed
Тип привода на заднее колесоРемень
Система запускаЭлектростартер
Колеса, ходовая
часть
Передняя подвескаBMWTelleverс алюминиевыми продольными стойками. Ход – 75 мм
Задняя подвескаРычажная, с шарикоподшипниковым гасителем колебаний. Ход – 85
мм
Переднее колесоЛегкосплавное 3,5”x 13"
Заднее колесоЛегкосплавное 3,5”x12”
Размер передней шины120/70-13
Размер задней шины140/70-12
Передние тормозаГидравлические, 220 мм диск с двухпоршневым плавающим суппортом
Задние тормозаГидравлические, 220-мм диск с однопоршневым плавающим суппортом
Размеры/масса
Высота по сиденью701 мм
Колесная база1488 мм
Емкость бензобака9,7 л + 4 л резерв
Длина2075 мм
Высота1766 мм
Ширина1026 мм
Сухая масса185 кг (175 кг)
Снаряженная масса 202 кг
Оценка масштабности
(геометрии) модели
Таблица масштабности
Здесь, пожалуй,
ничего удивительного. Максимальный
процент погрешности превысил 22 (по ширине заднего колеса). Немного удивила заниженная высота по седлу,
это при максимально задранном задке! Что же будет, если задок привести в норму,
ужав пружину? Вообще, смотря на предпоследнюю колонку вышеприведенной таблицы,
начинаешь понимать, что заявленный производителем масштаб – определенное
лукавство. Из результатов, записанных в данную колонку видно, что практически
каждый тестируемый параметр меньше «номинального» примерно на 15%. Легко
пересчитать, что для выведения этих параметров «в ноль» нужно умножать
измеренные значения на ~20, а не на 18 (как того требует заявленный масштаб).
Следовательно, можно предположить, что фактический масштаб модели примерно 1:20. В этом случае и высота по седлу
будет уже 740, что ближе к истине.
Итак,
суммарный штрафной балл 31+19=50 и на данном этапе модель находится в категории
«Это скорее не модель, а игрушка для возраста 3+» с оценкой 3 (50 баллов). Здесь
можно отметить, что сам прототип имеет рейтинг 72 из 100 (http://bikez.com/motorcycles/bmw_c1_200_2002.php).
Полная разборка модели.
Как
обычно модель подверглась разборке. Вся модель собрана при помощи 9 саморезов и
одного штифта, поэтому проблем с разборкой не возникло. Результаты сведены в
таблицу и приведены на фото.
Рисунок 4 BMWC1200 2002 от HT в разобранном виде
Таблица деталировки модели BMWC1200 2002 от HT (M 1:18).
Итак, имеем
суммарно 26+10=36 деталей. На данный момент эта модель пожалуй является
«рекордсменом» по количеству крепежных деталей (9), а также своеобразным
рекордсменом по количеству металлических Die-Castэлементов – целых 2! Забегая немного вперед отмечу, что в
процессе последующей окончательной сборки был аннулирован ряд деталей: вся
электронная начинка с элементами питания, какой-то странный полиэтиленовый
рычаг, выполняющий похоже роль коромысла включения схемы и 2 самореза крепления
того самого коромысла. Как минимум 19деталей решено подвергнуть доработке, об этом далее.
Доработка модели с целью повышения ее аутентичности и рейтинга.
Маятниковый
рычаг и глушитель: - так как детали полиэтиленовые, в первую очередь покрыл их прозрачной
грунтовкой TamiyaMetalPrimer;
- нижнюю часть правой половины маятникового рычага окрасил акрилом TamiyaFlatAluminumXF-16;
- для придания более натуральной фактуры пластика окрасил все поверху матовым
лаком Kudo; - в глушителе сверлом ~0,6 мм сделал выхлопное отверстие;
- тепловой экран глушителя покрыл прозрачной грунтовкой Tamiya Metal Primer; - затем экран окрасил акрилом Tamiya Flat Aluminum XF-16.
Рисунок 5 Глушитель и маятниковый рычаг BMWC1 200 после доработки
Диски колесные и тормозные: - искупались в «Кроте» для удаления «хрома»;
- диски тормозные окрашены аэрографом краской «Звезда Сталь 07»;
- диски колесные окрашены аэрозолью серебрянкой №640 от Mastermix;
- при установке диски тормозные фиксировались практически заподлицо со ступицей
для уменьшения расстояния с тормозными суппортами.
Рисунок 6 Диски колесные и
тормозные после доработки
Обтекатель
передний и стекло фара-поворотники:
- радиатор окрашен акрилом TamiyaSemiGlossBlackTS-29;
- повортоники окрашены изнутри смесью (на глазок) TamiyaClearOrangeX-26 + ClearRedX-27;
- долго думал что делать с имитацией зеркальных элементов, в конце концов пошел
по «крамольному» пути – окрасил их кистью (!!!) Alclad-ом II. Поначалу была задумка окрасить в желтый цвет кожуха зеркал заднего вида,
потом эту мысль от себя отогнал, т.к. подобрать 100%-но желтую краску скорее
всего не получится, а иметь три оттенка желтого на одной модели – это уже
слишком попугаисто.
Рисунок 7 Обтекатель
передний и стекло фара-поворотники после доработки
Спинка кузова и накладка интерьерная:
- плечевые дуги безопасности спинки окрашены акрилом TamiyaXF-16 FlatAluminum;
- накладки на дуги спинки окрашены акрилом TamiyaSemiGlossBlackX-18;
- задние полоски интерьерной накладки
окрашены TamiyaXF-16
FlatAluminum для имитации
виднеющейся части рамы;
- также для имитации фактуры пластика лицевая часть накладки была покрыта
матовым лаком Kudo.
Рисунок 8 Спинка кузова и накладка интерьерная после
доработки
Электронная «требуха» и бочонок питания: - плата, динамик, лампочка, элементы питания и провода аннулированы;
- бочонок питания пришлось оставить, т.к. он является силовым элементом
крепления передней вилки, он обклеен самоклеющейся алюминиевой фольгой, в
надежде, что она сыграет роль отражателя фары.
Рисунок 9 Электронная
«требуха» батарейный отсек (после доработки)