Производственные
«косяки»:
- облой и швы на местах разъема
пресс-форм;
- окраска (качество, цвет с учетом
масштабности), надписи, рисунки;
- наличие технологических полостей в
деталях (глушителях, фарах и т.д.), а также наличие выхлопных отверстий;
- общее качество сборки (люфты, зазоры и
т.д.);
- прозрачность и цвет стекол.
Конструктивно-исторические недочеты:
- наличие зеркал заднего вида (и
зеркального слоя при наличии);
- наличие «остекленных» фар;
- наличие ВСЕХ «поворотников» (передних,
боковых, задних);
- исполнение тормозных дисков («хром», не
«хром»);
- величина зазора тормозной диск –
колодка (штраф при превышении
- наличие имитации шкалы спидометра;
- имитация колесных спиц (упрощенная,
качественная);
- наличие окрашенной «мелочевки»
(подножки, рукоятки газа, тормоза, тормозные суппорты и т.д.);
- общее превалирование «хрома» (хром
«забивает» все);
- качество (наличие) резиновых
протекторов;
- прочие (историко-техничские) «косячки»
и недостатки.
За каждый «косячок» и недостаток начисляются штрафные баллы. «Вес» штрафа –
вещь опять-таки весьма субъективная и лежит полностью «на совести» Автора
сайта. Так, к примеру, минимальная
величина штрафа устанавливается равной 0,5, а максимальная – может быть
ограничена только фантазией Автора сайта. Если серьезно, то максимальное количество
штрафных баллов начисляется за испорченную визуализацию и аутентичность модели,
т.е. за то, что ЯВНО отличает модель от прототипа. Некоторое количество штрафов
сведено в таблицу, не исключено, что с течением времени таблица будет
пополняться и «вес» некоторых штрафов пересматриваться в ту или иную сторону.
«Плавающий» балл (к
примеру 0,5…1) зависит исключительно от визуальной величины «косячка». 2,5…3
штрафных балла – за «косяк-недочет» явно бросающийся в глаза и отличающий
модель от оригинала (спицы, фара и т.д.). 1,5…2 штрафных балла – за
«косяк-недочет», заметный при пристальном взгляде. 0,5…1 штрафной балл за
«косяк-недочет», заметный при экспертном придирчивом рассмотрении.
Условно, разница между терминами
«косяк» и недочет: в первом случае рассматриваются, как правило, «баги»
технологического характера, во втором – историко-технического.
Результаты замеров и расчетов удобно свести в таблицу:
Погрешность
модели (М) вычисляем относительно прототипа (П) по формуле:
Погр.=(М – П)*100/П, где М и П – размеры модели и прототипа, в мм.
За различную величину
погрешности предлагается начисление штрафных баллов. Погрешность моего
измерения я оцениваю в ±
После долгих раздумий, оценку масштабности было решено оценивать по следующим параметрам:
- диаметр (наружный) переднего колеса;
- диаметр (наружный) заднего колеса;
- ширина покрышки переднего колеса;
- ширина покрышки заднего колеса;
- диаметр переднего тормозного диска;
- высота по седлу;
- база.
Немного остановлюсь на вышеперечисленных контрольных размерах. По диаметру колес, думаю, ни у кого вопросов не возникнет - тут все логично. С шириной покрышек тоже вроде все понятно. Но вот кого-то может заинтересовать присутствие столь "важного" параметра как диаметр тормозных дисков. Дело в том, что у мотоцикла этот диск, как ни странно, достаточно бросающаяся в глаз деталь, зачастую он может иметь весьма большой диаметр, даже близкий к внутреннему диаметру обода и перекрывать спицы. Это во-первых, а во-вторых, качество (как геометрическое так и размерное) изготовления этой детали косвенно может говорить о некоей "добросовестности" что-ли производителя, или читай - культуре производства. Так, к примеру, если эта малозначимая деталь выполнена геометрически и размерно правильно, да еще и покрыта не "хромом" а серебрянкой, то можно уже сделать общее представление о качестве проработки остальных деталей и о производителе в целом. Теперь о "недостающих" размерах. У кого-то может возникнуть вопрос - почему нет столь интересных с точки зрения моделиста размеров как общая длина, ширина и высота мотоцикла. Длину косвенно можно посчитать, сложив базу и радиусы колес, зачастую это и есть истинный размер, если крылья или другие части мотоцикла не выступают за колеса. В противном случае длина, по-видимому, измеряется как размер тени, полученный от проекции мотоцикла на горизонтальную плоскость с помощью плоскопараллельного пучка света. Таким образом, получается, что прежде чем измерять общую длину модели, я должен установить мотоцикл в его "нормальное" по высоте положение. То есть "вогнать" размер высоты по седлу в норму, в противном случае результаты измерений мне ни о чем не скажут, т.к. вышеупомянутая проекция может значительно колебаться в пределах хода задней подвески. Насчет высоты - тоже вопрос. Зачастую производитель указывает размер "общая высота", но при этом не всегда понятно, что конкретно кроется за этим размером: высота по рулю, высота по ветровому стеклу или, к примеру, высота по зеркалам заднего вида? По этой причине я решил остановиться на достаточно "объективном" размере - высота по седлу, хотя и здесь иногда возникают трудности - в каком именно месте седла производится замер: в плотную к бензобаку или в самом его конце? Для себя я решил, что около бензобака, надеюсь производитель имеет в виду именно ЭТОТ размер. Ширина. Здесь тоже есть свои "но", т.к. зачастую зеркала заднего вида или, к примеру "поворотники", значительно выступают за общий габарит мотоцикла. И опять может возникнуть вопрос - что подразумевает производитель по размером "общая ширина": размер по рулю, по зеркалам, по поворотникам, по защитным дугам, по развернутым подножкам или подставкам для ног? В ранних моих "публикациях" читатель может заметить еще два параметра - высота профиля передней шины и высота профиля задней шины. Немного подумав, я решил эти размеры из таблицы исключить, т.к. здесь завязан посадочный размер (типоразмер) шины, указываемый в дюймах (17,18 и т.д.), но этот размер зачастую не имеет ничего общего с "просветом" шины, то есть с ВИДИМОЙ высотой профиля покрышки. Дело в том, что видимая высота профиля хоть и находится, вероятнее всего, в каких-то стандартизированных пределах для каждого типоразмера шины, но весьма сильно зависит от высоты борта колесного диска. Думаю, мне вполне обоснованно возразят, что высота борта тоже весьма жестко регламентирована стандартами (иначе, при слишком высоком борте шина либо попросту не наделась бы на обод, либо где-нибудь в крутых поворотах на больших скоростях при значительной деформации шины борта просто скребли-бы по дороге), но в этом случае, для правильной оценки этого размера, мне просто необходимо знать цифровые значения тех самых стандартов. А так как искать мне их "лень" да и негде, я решил данную задачу упростить путем исключения этих строк из таблицы масштабности... :-).
Данная таблица основана исключительно на субъективном восприятии Автора сайта и совершенно не претендует на исключительную объективность.
Предполагается
вычисление двух рейтингов – ДО и ПОСЛЕ доработки.
После долгих раздумий мною было решено использовать упрощенную формулу расчета
рейтинга (оценки) модели. Принимаем максимальную оценку модели равную 100
(можно %, а можно и баллам). Штрафные баллы начисляются в процессе обмера (см.
геометрию модели) и в процессе выявления «косячков» и недочетов. Затем,
штрафные баллы вычитаются из «нашей» сотни. По результатам полученной разности
выносится вердикт (см. таблицу). Можно также проставлять рейтинг в баллах (по
пятибалльной системе), уточняя итоговый
балл в соответствии с итоговой
оценкой. Так, к примеру, при итоговой
оценке 79, итоговый балл будет
вычисляться по формуле 4+(79-75)/25=4,16 балла, где 4 – балл, заработанный за
оценку более 75, 79 – полученная итоговая оценка, 25 – градация внутри балла
(то есть 1 балл начисляется за оценку 25).
Таблица «вердиктов»
Опять-таки,
данная таблица также не претендует на исключительную объективность и является чисто
субъективным вымыслом Автора сайта…
В процессе рассмотрения Kit-ов возникла потребность в оценке собираемости той или иной модели. В связи с этим предыдущую таблицу пришлось чуть модифицировать и перевыпустить уже по 40 балльной шкале.
Таблица "вердиктов" собираемости
С уважением, В.Е. 30.08.2012