Сборка
Mercedes-Benz SL 500 (R230) 2003 от
Welly (M1:18).
И вот, наконец подошли к самому интересному и долгожданному моменту – сборке. Процесс я решил делать исключительно по инструкции. Что из этого получилось – читайте данный репортаж. Теперь в скобках я буду указывать 2 оценки (штрафные баллы). Обычная – баллы за «косяки», влияющие на внешний вид модели и отклонения от прототипа (как обычно) и со звездочкой (например, (2*)) – это штрафы за баги процесса сборки. Кстати, в процессе сборки выяснилось, что кусачки необходимы не для отделения деталей от несуществующих литников, а для укорачивания направляющих штифтов после совмещения деталей. Еще ремарка - здесь нумерация рисунков - это продолжение из "Kit-обзора".
Итак, по
порядку:
1) Установил узел дворников в лобовое стекло. Дабы не испортить стекло дымкой
от клея, я решил зафиксировать этот узел методом оплавления направляющих
штифтов дворников (посредством паяльника). Подумав. Я решил и в дальнейшем (по
умолчанию) использовать именно этот метод. Если будет использоваться клей, это
будет специально отмечено;
2) Стекло (с дворниками) установил в
проем кузова. В этом случае решил
использовать задуманную конструкторами фиксацию посредством приливов в верхней
части стекла, заходящих в соответствующие пазы оконного проема;
3) Закрепил вентиляционные решетки капота;
4) Через черную круглую прокладку установил лейбл "Mercedes-Benz” на радиаторную решетку. После
монтажа заметил явное смещение лейбла от своего номинального положения
(заметное глазом ~0,5 мм) (1);
5) Установил и закрепил на переднем бампере: решетку, «госномер», угловые
накладки, стекла и рефлекторы фар и уже собранную радиаторную решетку;
6) Вот добрался и до первой «засады». Нутром чувствовал, что противотуманки
необходимо установить в нижней части рефлекторов фар, но нигде в инструкции про
это не нашел ни «пол-слова». Пришлось довериться интуиции и установить
противотуманные фары на свои законные места (где, кстати, даже соответствующие
отверстия имеются в нужных местах). Фары (стекла) довольно посредственно сопряглись
с крыльями, с явными зазорами и смещениями (вовнутрь кузова) (0,5, 1*);
7) После некоторых мучений удалось установить собранный бампер на кузов
(рефлекторы фар не давали сделать эту операцию легко и непринужденно). После фиксации бампера я обнаружил, что
он совершенно «не дружит» с крыльями, что видно на фото (2, 1*);
Рисунок 25 Лобовое стекло, дворники и вентиляционные
решетки на своих местах
Рисунок 26 Передний бампер в сборе ( видны кривой
"госномер" и противотуманки)
Рисунок 27 А вот и чУдные зазоры бампер-крыло...
8) С помощью краски Tamiya Chrome Silver X-11 окрасил чашки стоек амортизаторов в «подкапотном пространстве» (читай – на 2,5D заготовке
двигателя);
9) Установил на имеющуюся заготовку двигателя еще одну 2,5-D заготовку,
изображающую еще какие-то алюминиевые элементы головки мотора;
10) Полученную 2,5D-сборку
установил в подкапотное пространство.
Рисунок 28 Доработанное (окрашенное) подкапотное
пространство, до и после сборки.
11) Закрепил козырек спидометра на торпедо;
12) Закрепил верхнюю половину торпедо (в сборе с козырьком) за лобовым стеклом
при помощи 2-х коротких саморезов (
13) Установил салонное зеркало заднего вида в блок противосолнечных козырьков;
14) Полученную сборку закрепил при помощи циакринового клея на своем законном
месте (на рамке, в верхней части лобового стекла);
15) Далее начинаются операции совершенно не описанные в инструкции (!!!). Так,
к примеру, согласно рисунку на инструкции по сборке на 10—м шаге уЖЕ
установлены руль и нижняя половина торпедо. В 9-м шаге инструкции ни слова не
сказано об установке, руля и нижней половины торпедо. Пришлось действовать
интуитивно. Во-первых, блок подрулевых переключателей никак не одевался на вал
руля, т.к. утолщения вала попросту не пролезали в слишком маленькое отверстие
блока выключателей. Пришлось доработать блок путем срезания перемычки в верхней
его части (2*);
16) Руль с установленными переключателями был зажат (зафиксирован) между
половинками торпедо. При этом, естественно, было обеспечено свободное вращение
руля (1*);
Рисунок 29 Установленные торпедо и рулевая колонка
17) Вклеил наружные зеркала заднего вида в двери;
18) Закрепил ручки на дверных обивках;
19) Установил дверные обивки на дверях (без клея, по посадке на штифтах);
20) Установил заднюю полку и дугу безопасности на кузов и закрепил двумя
«длинными» саморезами (
21) Установил катафот (или стоп-сигнал?) на крышке багажника;
22) Немного подумав, отколупал дверные обивки (благо они были зафиксированы по
посадке), установил дверные наружные ручки и закрепил их оплавлением изнутри,
затем вернул обивки на место (2*);
23) Установил «госномер» на свое «законное» место на крышке багажника;
24) Установил задние фонари (через оранжевые рефлекторы) на кузов;
25) Вклеил антенну на левое заднее крыло;
26) Вклеил воздухозаборные решетки на передние крылья;
Рисунок 30 Видны: обивки дверей, ручки наружные и
внутренние, зеркала заднего вида, катафот, задние фонари, антенна,
воздухозаборные решетки и полка с дугой безопасности
27) Установил угловые накладки на задний бампер;
28) Установил бампер на кузов. В отличие от переднего, задний бампер
состыковался с кузовом практически идеально;
29) Установил на накладку туннеля консоль, рычаг управления КПП и блок туннельных
переключателей (около рычага);
30) Установил собранную накладку на тоннель;
31) Собрал спинки сидений, предварительно установив в них ремни безопасности;
32) Ремни безопасности продел в пазы «седушек» и закрепил их изнутри (путем
оплавления соответствующего штыря);
33) Сиденья установил на днище салона и зафиксировал при помощи пистонов на
посадке. При сборке обеспечил подвижность (качание) спинки, здесь нужно
отметить, что стыковка половинок спинок далека от идеала, у правой спинки
вполне яано видна щель почти по всему периметру (0,5);
34) Установил тоннель в сборе на днище салона;
Рисунок 31 Центральная консоль, рычаг управления КПП,
тоннель, сиденья с ремнями безопасности и педальный узел установленные в днище
салона
35) Установил надкатализаторную крышку тоннеля на днище
автомобиля;
36) Вставил ось в направляющие штифты заднего моста и закрепил с помощью двух
саморезов задний мост на днище автомобиля (предварительно установив две пружины
на штифты. Как и везде – про тип и длину саморезов пришлось догадываться самому
(1*);
37) Покрыл рычаги крепления выпускной системы и нечто похожее на корзину
сцепления бесцветной грунтовкой Tamiya Metal Primer.
Затем окрасил рычаги крепления спреем Tamiya TS-29 Semi Gloss Black
и корзину сцепления спреем Серебоистый Mastermix №640;
38) Установил выпускную систему на днище кузова;
39) Собрал передний мост: установил прижимы на направляющие штифты, установил
поворотные кулаки на пружины, скрепил поворотные кулаки рулевой трапецией (с
учетом того, чтобы «усы» зацепления с рулевым валом были расположены слева,
прижал всю эту конструкцию передним мостом (выполненным одной отливкой),
закрепил всю конструкцию двумя оставшимися саморезами. Интересно, что и здесь
не обошлось без ляпа. В инструкции по сборке на рисунке №26 схема сборки
рулевой трапеции показана неправильно. Во-первых, «усики» трапеции, входящие в
зацепление с рулевым валом, должны быть расположены справа (согласно картинке,
а не слева, - понятно почему) и во-вторых, трапеция должна быть перевернута
вверх ногами (согласно того же рисунка), т.к. в указанном положении (когда
заходная часть «усиков» перекрыта самой трапецией) рулевой механизм попросту не
собирается – я пробовал, не получилось… (2*);
Рисунок 32 Доработанная системы выпуска - рычаги окрашены
в черный, "корзина" серебрянкой
40) Самое интересное, что согласно инструкции шаг №27
предписывает установить наконец-то руль, подрулевой переключатель и нижнюю
часть торпедо, но я это села еще в самом начале, т.к. на фото 10-го шага
инструкции все эти элементы уже были установлены, поэтому на данном этапе этот
шаг естественно пропустил;
41) Установил салон в сборе (с сиденьями, консолью и тоннелем) в кузов,
прикрепил циакриновым клеем к нижней половинке торпедо;
42) Установил днище в сборе (с мостами и выпускной системой) в кузов и закрепил
пятью оставшимися винтами. Здесь также прошло не все гладко. Резьбы как таковой
в соответствующих кузовных элементах я не обнаружил, причем 3 отверстия имели в
сечении квадрат, а 2 отверстия – круг. Вот в эти круглые отверстия винты
вкручиваться отказались, т.к. их диаметр был слишком велик для нарезания
резьбы. То есть последние попросту в эти отверстия провалились и держались на
месте исключительно благодаря упругой нестыковке отверстий в кузове и днище
(2*);
Рисунок 33 Задний мост, крышка катализаторов и система
выпуска в сборе на днище
Рисунок 34 Передний мост в сборе
43) Установил шины на диски – с этим особых проблем не
возникло, т.к. резина достаточно мягкая;
44) Тормозные диски искупал в «Кроте» дабы смыть «хром». Окрасил диски краской
«Сталь 07» от Звезды. Тормозные суппорты окрасил черной полуматовой X-18 от Tamiya;
45) Установил на клею тормозные диски на свои посадочные места, расположенные
на осях. Тут ждала очередная засада, касающаяся сборки. Сразу возник вопрос
куда ставить диски с вентиляционными отверстиями (вперед или назад?). Мудрый
производитель, предвосхищая данный вопрос снабдил посадочные места направляющими
«шпыньками», а тормозные диско соответственно пазами. Так вот, только у одного
заднего колеса и у одного «гладкого» (без отверстий) диска было по 3
«шпынька»-паза. У всех остальных - по 2.
Тут вопрос решился однозначно. Теперь следующая, боле серьезная засад – а в
какую сторону должны быть напрвлены тормозные суппорты? Посмотрев фото в инете,
я понял, что задние суппорты должны быть направлены вперед, а соответственно
передние – назад! С ориентацией пазов-«шпыньков» спереди было все в порядке –
передние суппорты «смотрели» куда положено (то есть назад), а вот с задними
получилась проблема – как раз тот самый 3-х «компонентный» суппорт после
установки смотрит назад (что в корне неверно). Тут я понял, что напартачил при
установке задней оси – невольно я ее развернул на 180 градусов, что и сыграло
со мной «злую» шутку. Но на этот счет НИКАКИХ указаний на слепой картинке 24-го
шага сборки не присутствует! Следовательно – 2 штрафных очка в копилку багов
производителю. Тут я не стал мудрствовать лукаво, просто срезал центральный
«шпынек» и установил суппорт как положено по направлению вперед (2*);
46) Затем осталось дело за малым – защелкнуть колесные втулки на осях и
установить (лучше без клея) колеса на втулки. Вуаля! Модель готова!
После фоток готовой модели я, как и обещал ранее, пробегусь по геометрии модели (так как сейчас, после сборки, уже можно кое-что померить).
Рисунок 35 Тормозные диски после доработки и вид
спереди - видна "чУдная" щель капот-радиаторная решетка
Рисунок 36 Виды на готовую модель Mercedes-Benz SL 500 от Welly справа и слева
Рисунок 37 Виды на готовую модель Mercedes-Benz SL 500
от Welly сверху: сзади и спереди
Рисунок 38 Виды на готовую модель Mercedes-Benz SL 500
от Welly: сверху, снизу, спереди и сзади
Оценку масштабности модели решил произвести лишь по параметрам, указанным в таблице. После некоторых раздумий из общих параметров я исключил следующие: клиренс, высоту автомобиля и высоту профиля шины. Клиренс исключил по причине затруднения замера. Я и у настоящих авто с трудом представляю точку замера просвета, а чего уж говорить о модели! Высоту автомобиля в данном случае я не знаю как измерять – с крышей или без нее. А вот высоту профиля шины я вообще решил убрать с данной публикации из рассмотрения, т.к. по этому параметру у меня получился безобразный результат (погрешность более 20%). Я призадумался – как так, при общих неплохих показателях (см. таблицу) этот явно выбивался из ряда. Внимательно пересмотрев публикации на тему геометрии шин я понял, что до сих пор делал неправильно, измеряя просвет шины от обода до протектора, на самом деле, высота профиля шины измеряется от посадочного места до протектора, что совсем не одно и то же! То есть часть высоты шины скрывается за отбортовкой обода, а какая именно – у каждого колеса по-разному! Вот почему этот параметр я исключил из рассмотрения вообще.
Таблица масштабности
Сухой остаток (или, пока еще малоутешительные, выводы)
Вот и подошла к своему завершению «эпопея» по сборке Die-Cast Kit-а от китайского производителя. Здесь не буду углубляться в общие дебри Die-Cast моделизма, т.к. об этом можно почитать в соответствующем разделе.
Подведу лишь итоги и поделюсь впечатлениями. Первое, что НЕ понравилось – это обман на упаковке, где сказано, что багажник должен открываться, но на самом деле это не так. Не знаю, пусть меня поправят переводчики, если я не прав. Инструкция – вообще ниже всякой критики – мало того, что «слепая», так еще и с ошибками и явно неполной информацией по всем нюансам сборки! Даже мне, конструктору со стажем, пришлось кое-где поломать голову при общей вроде очевидности. Ну а об упрятанной наглухо крыше я вообще молчу.
Также мне кажется, зря Welly не доверяет моделистам. Если бы производитель, к примеру, не сам ляпал АБЫ КАК лэйблы на кузов и колеса (а также «госномера»), а доверил это моделистам – возможно от этого выиграли бы все. И производители, и моделисты и внешний вид модели. Далее, повторюсь, что «кочергаобразные» дверные петли – это уже анахронизм – тем более для 18-го масштаба.
После сборки оказалось что слишком большие щели между кузовными элементами явно портят внешний вид модели. Щель же между капотом и решеткой радиатора просто безобразна. Также, думаю элементы подвесок (задней и передней) нужно было бы делать по более серьезным посадкам и из более серьезных (может быть) материалов, т.к. колеса, установленные на свои места, откровенно хлябают во всех направлениях в достаточно больших пределах (такое ощущение как будто они установлены на карданах).
Как уже упоминалось выше, весьма удручают и другие (весьма упрощенные) элементы. Прежде всего это относится к полу-убогой имитации двигателя и совершенно убогой имитации обоих подвесок. Кто-то мне возразит: «Что ты хочешь за 50 баксов? Сколько заплатил – столько и получил!». Возможно они и правы… Но ведь всегда хочется чего-то более качественного, пусть и за относительно малые деньги… Тем более, что на коробке присутствует гордая надпись "Collection Series”, уверяющая потребителя в том, что это именно модель а не игрушка.
Честно говоря, модель ДО сборки ( лежа по отдельным пакетикам в коробке) мне нравилась значительно больше, чем ПОСЛЕ сборки. Может, грело предвкушение чего-то «большого и чистого»? Не знаю… Но после сборки этого автомобиля почему-то не чувствуешь себя созидателем. В лучшем случае слесарем-сборщиком, и конечный результат не вызывает чувства удовлетворенности как моделиста. Может в этом и есть большой недостаток Die-Cast моделизма – малый элемент творчества?
Напоследок
все-таки скажу, что это скорее игрушка весьма сильно похожая на Mercedes-Benz SL 500, нежели чем модель.
Но, чтобы совсем уж не портить впечатление о данном продукте у потенциального
покупателя, отмечу некоторые положительные моменты. Во-первых, как это ни
смешно – цена! На самом деле, продукция в данном масштабе более именитых
производителей в разы дороже, да и не видел я пока от них сборных моделей
вообще! Во-вторых, имеются достаточно качественно проработанные элементы.
Например, у меня практически не возникло претензий: к колесам (и резине и
колесным дискам), к фарам и задним фонарям, к отделке центрального тоннеля,
консоли и торпедо. Достаточно качественно сделаны практически все отливки из
пластмассы – следов облоя практически нет. Качество отделки поверхности деталей
из оргстекла («лобовик», фары) – выше всяких похвал. Весьма неплохо смотрятся
отражающие элементы в зеркалах и фарах). Покрытия под «хром» механически
стойкие и не слезают при прикосновении рук (а бывает и такое). В-третьих,
повторюсь, по геометрии практически все идеально, и даже такой большой размер
как длина попал почти в «ноль». И напоследок отмечу лакокрасочное покрытие –
гладкое, без оттенков на различных частях, без большой шагрени. Не идеальное,
естественно, но на твердую «четверку».
На этом пожалуй обзор данного Kit-а
завершу, в ближайшем будущем попробую сделать подобный разбор модели от Bburago.
С уважением к читателю, В. Е. 21.02.2013
P.S. Заметил еще один
анахронизм – 4 резьбовые бобышки на днище автомобиля для крепления последнего к
подставке. Так как подставка в комплект не входит, то и бобышки эти только
портят вид снизу.