Четверг, 22.06.2017
Die-Cast for ScaleMad
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
  yandex_731abbdab72e784a.txt
Лирическое отступление по поводу относительного нового веяния в модельном мире Die-cast 1:18 и не только.

    Die-Cast технология известна уже достаточно давно, с 1838 года, когда изготавливались детали для полиграфической промышленности. Это - литье под высоким давлением в полость пресс-формы сплава на основе цинка (или иного цветного металла - меди, алюминия, магния, свинца или олова). Пресс-форма изготавливается из закаленной инструментальной стали. В зависимости от типа используемого расплава, пресс-форма может быть в холодном или предварительно нагретом состоянии. На самом деле, технологическое оборудование для данного техпроцесса весьма недешевое и этот фактор ограничивает применение данной технологии при больших объемах производства в разных областях. Процесс состоит из четырех этапов, каждый из которых удорожает деталь, но тем не менее подходит для малых и средних отливок. Основной отличительной особенностью литья под давлением является гладкая поверхность отливки.
    Исходя из свойств материалов, применяемых для отливок, имеются технологические ограничения по минимальной толщине полученной детали. Так, к примеру, при применении сплавов на основе: алюминия - 0,89 мм, меди (латунь и бронза) - 1,27 мм, магния - 1,27 мм и цинка - 0,63 мм.
    Имеется два основных типа оборудования для литьем под давлением: с холодной и горячей камерой. При этом давление может быть в пределах 2,5...25 тонн. Машины с горячей камерой характеризуются быстрым временем цикла (до 15 циклов в минуту), но при этом не могут быть использованы алюминиевые сплавы. Машины с холодной камерой применяются как раз для сплавов с большим содержанием алюминия, магния или меди. Недостатком этого метода является медленный цикл, т.к. в этом случае приходится перемещать расплавленный металл из печи в холодную камеру.
    Почему этот процесс называется Die-Cast? Из переведенной в Википедии статьи в части касающейся штампов, я понял что на слэнге промышленников одна из половинок штампа (крышка) называется 
"cover die half", а вторая половинка - "ejector die half". В обоих случаях присутствует слово DIE, что в данном случае означает пресс-форму. Со словом "Cast" проще - отливка по видимому (casting- литье). В той же статье приводится таблица жизненных циклов для разных материалов в которой присутствует две строки: Casting temperature (температура плавления) и Die temperature. Для сплавов величина этой температуры следующая (в скобках - температура плавления): цинк - 218 (400), алюминий - 288 (660), магний - 260 (760), латунь - 500 (1090). Видимо в этой таблице указывается температура нагрева пресс-формы при использовании метода с горячей камерой.
    Процесс литься состоит из четырех шагов: подготовка пресс-формы, заполнение, выброс и "встряску". Подготовка пресс-формы заключается в предварительном смазывании полостей, затем камера заполняется под давлением расплавом (причем давление сохраняется вплоть до затвердевания заготовки). После затвердевания пресс-форма открывается и отливка выбрасывается при помощи специальных выталкивающих шпилек. Затем при помощи "встряски" удаляются следы ненужного облоя и остатков различных примесей сопутствующих техпроцессу. Зачастую "встряску" производят при помощи гидравлического пресса или специального обрезающего оборудования. Освобожденный лом идет снова в переплавку. 
    Итак, что же человечество имеет от применения данной технологии?
1) Высокую точность размеров (отклонение до 0,1 мм на первый дюйм (25,4 мм) и 0,02 мм на каждый последующий сантиметр);
2) Гладкую поверхность отливки (Ra 1...2,5);
3) Тонкую стенку отливки (до 0,75 мм) по сравнению с другими методами литья;
4) Возможность отливки вместе с различными вставками (резьбовыми втулками, силовыми элементами и т.д.);
5) Минимизированные последующие этапы механической обработки:
6) Высокие темпы производства;
7) Высокая прочность на растяжение (более 415 МПа);
8) Литье из металлов с низкой текучестью.
    Ну а что получили мы, люди "сдвинутые" на том или ином виде моделизма? А вот как раз тот самый Die-Cast - то есть модели выполненные достаточно ажурно из металла! Вообще, жители России и СНГ еще могут помнить металлические модели автомобилей в М1:43, выпускаемые некоторыми советскими предприятиями в середине 70-х. Рискну предположить, что кузова этих автомобилей изготавливались как раз по этой технологии, только в те времена на коробках слова Die-Cast не писались. Потом появились (наиболее массово) пластиковые сборные модели NOVO (до появления этих самолетов советские дети имели возможность клеить крейсер "Аврора", броненосец "Потемкин", а также танки завода Огонек) посредством которых многие соотечественники "сдвинулись" на моделизме. Причем упор был именно на сборные модели, т.к. данный вид моделизма предоставлял необозримые просторы для творчества коллекционера. Пластик (полистирол) достаточно хорошо обрабатывается резкой, температурой, поддается без особого труда склеиванию, грунтованию, ошкуриванию , шпаклеванию и окраске. Правда, в те далекие 70-е об аэрографах только мечтали, компрессоры были самодельные и получались путем выдергивания из бытовых холодильников, а краски и растворители доставали кто где. Кто-то "тырил" с работы (если имелась такая возможность), кто-то покупал "нитру" в магазинах, кто-то "химичил" с раздобытыми где-то пигментами... С литературой и схемами окраски было еще хуже - помогали в ряде случаев "западные" журналы (в основном польские и чешские). Та же проблема была и с декалями, опять-таки помогали "западные" коллеги, а кто-то умудрялся делать декали сам. В общем, ТО еще было время! Но зато сколько радости доставляли моделистам собранные с ТАКИМ трудом модели! После открытия границ, отечественный рынок модельной продукции начал насыщаться. Поначалу хлынул поток пластиковых kit-ов. Помимо "военных" масштабов (1:72 и 1:35) стали появляться и другие, как-бы "гражданские". В частности наиболее популярными среди автомобилистов стали пластиковые kit-ы в М1:24 (1:25). Каюсь, сам в свое время "подсел" на авто фирм Tamiya, Heller, Italeri, Trumpeter, Hasegava, Revell и др. Но! Все бы ничего, но сколько нужно сил, времени и терпения, чтобы окрасить, к примеру кузов автомобиля! Кто не в теме, можете поискать по инету видеоролики (видеоуроки) маститых моделистов по данному вопросу (окраски кузова). Данный процесс весьма трудоемок: подготовка поверхности, грунтование, зашкуривание (под струей воды) "подозрительных" мест, повторное грунтование, повторное зашкуривание, окрашивание методом "по мокрому" (это слой черновой и через минут 10 контрольный), затем желательно пройтись нулевкой для удаления шагрени, затем слой прозрачного лака и потом уже можно воском для пущего блеска. Согласитесь, далеко не каждый может вынести столь тяжелую (но для многих моделистов - весьма приятную) процедуру. Не менее трудоемки и последующие шаги при сборке пластиковых моделей, желающие могут убедиться в этом, посетив сайты по стендовому моделизму.
    И вот, также после открытия границ, стали появляться металлические модели, причем самых различных масштабов и направлений. Так, к примеру, сейчас в продаже можно встретить и автомобили, и мотоциклы, и самолеты, и танки, и пушки, и т.д. и т.п в самых различных масштабах. Причем основной поток данной продукции шел (и идет до сих пор) из Китая, следовательно по весьма демократичной цене. Вот он, рай для коллекционера!!! Казалось бы, что проще - купил заветную модельку, протер тряпочкой и поставил на полочку! Стоп! А как же творчество? Муки созидания? В чем интерес? И многие в этом, как ни странно, правы! Чего греха таить, я думаю, что большинство моделистов привлекает в этом хобби не столько ОБЛАДАНИЕ той или иной моделью, сколько ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ той самой модели! 
    И вот, несколько лет назад я обнаружил весьма интересный симбиоз в виде "металлических" kit-ов. Не знаю кто был родоначальником данного направления моделизма, но я открыл для себя эту "ветку" в лице фирмы Bburago и ее простенького kit-а в 24-м масштабе Jeep CJ-7. В коробке были все необходимые детали для сборки вышеуказанной модели, причем кузов был металлический,  "обвес" пластиковый, колеса естественно - резиновые. И даже присутствовала декаль! Ни одна из деталей не требовала окраски, процесс сборки занимал максимум час. Честно говоря, модель мне тогда не понравилась. Количество деталей весьма невелико (в разы меньше, чем у аналогичного пластикового kit-а), капот и двери не открывались, имитация двигателя отсутствовала вообще, имитация подвески также была весьма условна, передние колеса не поворачивались. Но это было уже "ЧТО-ТО", некоторый компромисс между готовой и сборной моделью. 
    Чуть позже (в нашем регионе - после 2010 г), я начал замечать в продаже наборы той же Bburago, Maisto, Welly, New Ray причем не только автомобилей, но и мотоциклов. Самое интересное - появились сборные модели автомобилей (и мотоциклов) в М1:18 ! Заглянув в коробку с таким автомобилем, я уже заметил, что количество деталей значительно возросло (более 100) и приближается к количеству пластиковых kit-ов. Причем, если Welly еще как-то "осторожно" подходит к вопросу творчества (сами криво ляпают декали, сами отделяют детали от литников, минимизируют варианты установки и сборки), то Bburago уже пошла дальше - и декали отдельно, и литники с деталями налицо и возможны варианты сборки. То есть, в последнем случае уже появляются элементы, предоставляющие сборщику некоторый полет фантазии.
    И вот, подобрались плавно к самому, наверное, животрепещущему вопросу - что лучше (пластик-kit или die-cast-kit)? Сразу отмечу - вопрос не корректен. В такой форме его пожалуй ставить не стоит, и вот почему - у каждого направления моделирования есть свои плюсы и минусы. Попытаемся их рассмотреть. Начнем с пластика, итак:
1) Богатая деталировка (если сравнивать внутри одного и того же масштаба);
2) Возможность относительно "безболезненной" конверсии;
3) Бесчисленное множество вариантов окраски;
4) Возможность вариантной сборки модели.
    Рассмотрим Die-Cast, итак:
1) Быстрый процесс сборки (относительно пластика, естественно);
2) БОльший вес модели как бы "весомо" приближает к оригиналу.
   Вот пожалуй и все преимущества. Из перечисленного можно выявить недостатки. Для пластика - трудоемкий процесс сборки (еще и дорогой, т.к. стоимость аксессуаров для сборки не дешева); для металла - практически невозможная конверсия (разве только с весьма большими трудозатратами), отсутствует вариантность окраски, затрудненное осуществление вариантности сборки. Про явный "козырь" металла я умышленно пока умалчивал - это долговечность и прочность к механическим воздействиям. Естественно, у металла срок службы значительно больше и достаточно долгое время металл не изменяет своих физических свойств (чего не скажешь о пластике). Так к примеру металл не боится солнечных лучей , повышенных температур, не боится мороза, действия некоторых кислот, щелочей и т.д. Но мы то знаем, что в контексте модели данное утверждение - лукавство. Ведь в Die-Cast Kit-ах помимо металлических, присутствует немалое количество и деталей и из других материалов (пластик, резина, бумага, ткань и т.д.). Вот и получится, что металлический кузов доживет до праправнуков, а днище, подвеска, колеса и все остальное истлеет в процессе десятилетий. То есть по данному параметру (долговечность) я, как ни странно, ставлю здесь паритет. Да, еще для любителей коллекционирования раритетов... Скорее всего Die-Cast модели к ним относиться достаточно долго не будут, т.к. наши товарищи из Поднебесной освоили данную технологию весьма успешно и весьма распространенно. Одно лишь может "утешать", что в вышеупомянутой статье от Википедии упоминается о том, что пресс-формы имеют ограниченный срок службы, но то же относится и к пресс-формам для пластика.
17  февраля 2013 
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz